Блог

О йоде и коте

Сегодня, читая лекцию по органическим ксенобиотикам, вспомнил случай открытия иода. Француз Бернард Куртуа, один из основоположников химической технологии и фармацевтической химии, исследовал свойства золы морских водорослей. Дело было в его домашней лаборатории. Ему частенько приходилось обедать за работой и во время одной из таких трапез на стол запрыгнул кот. Не рассчитав траекторию, кот попал на бутылки, которые стояли на столе. Склянка с серной кислотой перевернулась и ее содержимое пролилось в колбу с суспензией золы. Спустя мгновение из смеси стал выделяться фиолетовый дымок, сконденсировавшийся в кристаллы доселе неизвестного элемента.
А вот как прокомментировали эту ситуацию одни мои знакомые: некоторое время назад на съемной квартире, где они жили, хозяйка держала кошек, которые сходив в уборную, имели обыкновение запрыгивать на обеденный стол. И когда он был накрыт тарелками со щами, кошки укладывались рядом и окунали свои хвосты прямо в тарелку.
Я не знаю, как связаны два этих события между собой, одно лишь предположу: средневековье не было таким уж дремучим, как его представляют почитатели современности.

От сотворения мира до его конца Саратов не изменится…

“Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды…Ливень хлынул неожиданно, и тогда гроза перешла в ураган…”

“Думал я про тот пруд, в Центральном парке, у Южного выхода: замерзает он или нет, а если замерзает, куда деваются утки? Я не мог себе представить, куда деваются утки, когда пруд покрывается льдом и промерзает насквозь. Может быть, подъезжает грузовик и увозит их куда-нибудь в зоопарк? А может, они просто улетают?
… – Ладно, – говорю. И вдруг вспомнил: – Скажите, вы видали тех уток на
озере у Южного выхода в Центральной парке? На маленьком таком прудике?
Может, вы случайно знаете, куда они деваются, эти утки, когда пруд
замерзает? Может, вы случайно знаете?
Я, конечно, понимал, что это действительно была бы чистая случайность.
Он обернулся и посмотрел на меня…
– Ты что, братец, – говорит, – смеешься надо мной, что ли?
… – Слушайте, Горвиц, – говорю, – вы когда-нибудь проезжали мимо пруда
в Центральном парке? Там, у Южного выхода?
– Что-что?
– Там пруд. Маленькое такое озерцо, где утки плавают. Да вы, наверно,
знаете.
– Ну, знаю, и что?
– Видели, там утки плавают? Весной и летом. Вы случайно не знаете,
куда они деваются зимой?”
Дж. Сэлинджер “Над пропастью во ржи”
https://news.sarbc.ru/public/2018/02/05/212128.html

Оплавляются свечи
На старинный паркет.
Дождь кидает на плечи
Серебром с эполет.
Как в агонии бродит
Золотое вино.
Пусть былое уходит,
Что придет – все равно. Continue reading

Гимн химиков

(на мотив “Авиамарша”)

Мы рождены, чтоб вылить все, что льется,
Рассыпать то, чего нельзя пролить.
Наш факультет химическим зовется,
мы будем вечно химию любить

Припев:
Все выше, выше, и выше
К вершинам науки идем,
И если в пути не собьемся,
То, может, получим диплом.

Мы дышим все аммиаком и хлором,
Мы кислотой до сердца прожжены.
Предосторожность мы считаем вздором
И все на вкус попробовать должны.

Мы не чета филологам-пижонам,
Юристов мы презрением клеймим.
И по халатам, рваным и прожженным
Мы химиков повсюду отличим.

Припев.

Мы не чета геологам усталым,
Бредущим мрачно с полным рюкзаком,
И никогда о камни и о скалы
Не бьемся мы ни лбом, ни молотком.

Припев.

Умеем мы, как грешники, учиться
Подряд и дни, и ночи напролет,
И лучше всех умеем веселиться,
Когда пора горячая пройдет.

Припев.

Хоть иногда мы получаем двойки
И перед каждой сессией дрожим,
К превратностям судьбы мы будем стойки,
Научный подвиг все же совершим.

Задача о медведе

Вопрос: Медведь упал в яму-ловушку глубиной 19,617 метров. Время его падения составило 2 секунды. Какого цвета был медведь?
А. Белый (полярный медведь)
B. Бурый
C. Чёрный
D. Чёрно-коричневый (малайский медведь)
E. Серый (гризли)

Решение: Используя формулу S = gt2/2, вычисляем, что g = 9,8085 м/с2 (ускорение свободного падения). Многие подумают, что это ускорение силы тяжести на полюсах. Они ошибутся, т.к. g на Северном полюсе равно 9,832, что больше значения, которое мы получили. А на экваторе g равняется 9,780. Посмотрев на таблицу значений, мы видим, что нужного ускорения можно достичь на 44° широты. Т.к. в Южном полушарии на данной параллели медведей нет, то место обитания нужных нам медведей находится на 44° северной широты. В задаче сказано, что медведь упал в яму-ловушку, а это означает, что яма была достаточно большая, чтобы вместить его. На суше обитает не так много животных больше медведя, значит, данная ловушка была сделана специально для медведей. Вдобавок, т.к. ловушка была на земле, мы можем быть уверены, что это сухопутный медведь, т.к. большинство особей сухопутных медведей имеют плохое зрение, поэтому хуже различают ловушки. В таком случае только варианты B и C могут быть верными. Яму глубиной 19,617 метров можно легко вырыть только в мягкой почве. Бурые медведи обычно обитают на возвышенностях и в горных лесах. Они свирепые животные, и риск охоты на них — велик. Но ценятся они меньше, чем чёрные медведи. Так для получения медвежьих лап и желчи используются в основном чёрные медведи. Т.к. ареал обитания этих двух видов не совпадает, то можем заключить, что правильный вариант C.

Что такое математический метод?

Что такое математический метод? Трое математиков и трое физиков собираются ехать на поезде в другой город на конференцию. Они встречаются перед кассой на вокзале. Первой подходит очередь физиков и они, как все нормальные люди покупают по билету на человека. Математики же покупают один билет на всех. «Как же так?» — удивляются физики — «Ведь в поезде контроллер, вас же без билетов оттуда выгонят!». «Не волнуйтесь» — отвечают математики — «У нас есть МЕТОД».
Перед отправкой поезда физики рассаживаются по вагонам, но стараются проследить за применением загадочного «метода». Математики же все набиваются в один туалет. Когда контроллер подходит к туалету и стучит, дверь приотворяется, оттуда высовывается рука с билетом. Контроллер забирает билет и дальше все они без проблем едут в пункт назначения.

После конференции те же вновь встречаются на вокзале. Физики, воодушевившись примером математиков, покупают один билет. Математики не берут ни одного. — А что же вы покажете контроллеру? — У нас есть МЕТОД.
В поезде физики набиваются в один туалет, математики — в другой. Незадолго до отправления, один из математиков подходит к туалету, где прячутся физики. Стучит. Высовывается рука с билетом. Математик забирает билет и возвращается к коллегам.

Мораль: нельзя использовать математические методы, не понимая их!

Грешить бесстыдно, непробудно,
Счет потерять ночам и дням,
И, с головой от хмеля трудной,
Пройти сторонкой в божий храм.

Continue reading